Псков, Палаты Постникова.

Выставка "Русский художественный фарфор".

2022 год.

 

 

Литературные и изобразительные сюжеты лубочная картинка брала в иконе, фреске, в рыцарском переводном романе, в итальянских и русских сказках, песнях, в литературной «классике», позднее – в газетных и журнальных статьях.

Народную гравюру, возникшую в Европе в XV в., называли в XVII в. «потешными листами», в XVIII в. – «печатными листами», «московскими картинками», «панками», «забавными историческими листами». Продавцы XIX в. называли их «простовики», «праздники», «конница» и «балагурник». Термин «лубочные картинки» со временем менялся на «русские народные», «лубок», «народная гравюра».

Первые лубочные картинки были ксилографическими, в XVIII в. рисунок вырезался или протравлялся на меди, в 1820-х гг. стали появляться первые литографические мастерские. На протяжении веков лубочная картинка выходила рвскрашенная от руки. Яркость и броскость цвета являлись не только особенностью, но и обязательным условием лубка. Яркость красок обеспечила и быстрый успех в конце XIX в. новому способу цветной печати – хромолитографии.

В XVII в. лубочные картинки украшали и избы крестьян и царские хоромы, в XIX в. становятся достоянием лишь городских низов и крестьянства. Для них лубок заменял и книгу, и песенник, и отчасти газету.

Термин «лубок» довольно широк по своему смыслу. Произведения прикладного искусства, близкие народной гравюре по изобразительному языку и художественным принципам и избравшие её эталоном для подражания, приобрели черты, которые не могут быть обозначены иначе как «лубочные». Эти же черты были у фарфоровой скульптуры частных российских заводов XIX в. На выставке лубок представлен фольклорно-песенной тематикой, получившей развитие в основном ко второй половине XIX столетия.

 

Литография А. В. Морозова.
Из русского быта. «Девушки в рощице гуляли и веночки завивали...».
Комплект литографий «Из русской народной жизни XIX века».
1872.

Литография А. В. Морозова. Из русского быта. "Девушки в рощице гуляли и веночки завивали...". Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". 1872.

 

Литография П. А. Глушкова.
Русская пляска «По улице мостовой».
Комплект литографий «Из русской народной жизни XIX века».
1869.

Литография П. А. Глушкова. Русская пляска "По улице мостовой". Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". 1869.

 

Романс «Под вечер осенью ненастной…».
Комплект литографий «Из русской народной жизни XIX века».
Литография И. Гаврилова
1865.

Романс "Под вечер осенью ненастной...". Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". Литография И. Гаврилова.

 

Романс «Под вечер осенью ненастной…».
Комплект литографий «Из русской народной жизни XIX века».
Литография А. Абрамова.
1866.

Романс "Под вечер осенью ненастной...". Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". Литография А. Абрамова. 1866.

 

Псков, Палаты Постникова. Выставка «Русский художественный фарфор». 2022 год.

 

«Разносчик с книгами и сочинитель».
Из журнала «Волшебный фонарь».

"Разносчик с книгами и сочинитель". Из журнала "Волшебный фонарь".

 

«Чухонец продаёт масло».
Из журнала «Волшебный фонарь».

"Чухонец продаёт масло". Из журнала "Волшебный фонарь".

 

«Разносчик сапогов и башмаков».
Из журнала «Волшебный фонарь».

"Разносчик сапогов и башмаков". Из журнала "Волшебный фонарь".

В январе 1817 года в Санкт-Петербурге появился журнал «Волшебный фонарь» - гравированные картинки изображали уличные сценки, в которых участвовали разносчики, дворники, маляры, водовозы, трубочисты. Тексты журнала представляют типовые бытовые ситуации, характерные для российской столицы начала XIX века. Это ценный источник информации о бытовой жизни Санкт-Петербурга времён А. С. Пушкина, о нравах и обычаях, работе простого народа. «Волшебный фонарь» - один из первых иллюстрированных журналов в России.

Название журнал имел длинное: «Волшебный фонарь, или Зрелище С. Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верною кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию».

Автором рассказов и создателем сборника считается Павел Ильич Петров, служивший переводчиком при Императорском вольном экономическом обществе. Хотя в исследованиях также называются имена П. А. Вяземского, Н. И. Греча и Ф. Н. Глинки. Иллюстрации выполнил Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), создатель первого карикатурного журнала, или Капитон Алексеевич Зеленцов (1790-1845).

Журнал выходил отдельными брошюрами, которые, как правило, владельцы потом объединяли под одним переплётом. Картинки сопровождались подписями на русском, французском и немецком языках. В полном экземпляре было 187 страниц, 42 иллюстрации. Очень быстро журнал сделался библиографической редкостью, а споры об авторстве литографий и текстов продолжаются до сих пор.

Вскоре по мотивам гравюр и картин, напечатанных в журнале, создавались фарфоровые фигурки. Эти были произведения императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, демонстрирующие главную тему национальной школы русской мелкой пластики – изображение простонародных типажей и характеров жителей России.

 

... 2 3

 

ПСКОВ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: